В настоящее время школьная логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, реализующая цели поддержки и сохранения психологического здоровья учащихся.
Проблема нарушения устной и письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Если не устранить своевременно нарушения устной и письменной речи, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта ребёнка.
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Быстро они их решить невозможно. К детям с речевыми нарушениями нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима своевременная, квалифицированная комплексная помощь, взаимодействие логопеда, психолога, учителя и родителей.
График работы логопункта МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М. Пескова»
Учитель – логопед: Чижикова Мария Владимировна
День недели |
Время |
Вторник |
9.00 – 12.00 |
Среда |
Методический день |
Четверг |
9.00 – 12.00 |
Пятница |
9.00 – 13.00 |
Пятница 11.00 – 13.00 консультирование родителей
Советы родителям
О необходимости своевременной логопедической помощи
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека.
Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте общем соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолго до обучения в школе. Дети с речевыми нарушениями входят в группу риска по адаптации в школе и должны быть под особым вниманием школьного учителя-логопеда. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
В помощь учителю
Специфические ошибки письма
Дисграфия является частичным расстройством письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок, что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства детей младшего школьного возраста в период начала овладения письмом. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
К специфическим ошибкам письма относятся:
1. Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия
Замены и смешения:
· глухих – звонких согласных (в сильной позиции согласного звука)
«деди» (дети), «сима» (зима), «клупок» (клубок);
· твёрдых – мягких согласных (ребёнок не различает твёрдые - мягкие согласные и не умеет обозначать их мягкость на письме)
«конки» (коньки), «пен» (пень), «патка» (пятка);
· заднеязычных согласных (к-х, г-х)
«мохнуть» (мокнуть);
· свистящих – шипящих (с-ш, з-ж, с’-щ)
«скола» (школа), «нещёт» (несёт);
· аффрикат и их компонентов (ц-ч, ч-т’, ч-щ)
«чветы» (цветы), «тетёт» (течёт);
· сонорных согласных (р-л)
«ропата» (лопата), «мороток» (молоток);
· смешение лабиализованных гласных (о-у, ё-ю);
«лудка» (лодка), «тюплый» (тёплый).
2. Ошибки звукового анализа и синтеза (пропуски, вставки, перестановки).
«пишёл» (пришёл), «акать» (лакать), «рябна» (рябина);
«кинга» (книга), «лимана» (малина); «весена» (весна)
3. Ошибки в написании графически сходных букв.
· Оптические
(о-е, с-е, у-д);
· Кинетические
(и-у, п-т, м-л, б-д);
· Зеркальность.